АБУЛЬХАНОВА

АБУЛЬХАНОВА
Ксения Александровна (р. 1932) — российский психолог, философ, специалист в области методологии психологии, психологии мышления, психологии личности. Автор концепции личностной организации времени жизни. Д-р философских наук (1974 ), профессор (1993), д. чл. РАО (1993). Закончив психологическое отделение философского фак-та МГУ (1956), работала в секторе философских проблем психологии ИФ АН СССР (1956-1974), а с 1974 по наст. вр. -в ИП АН СССР (ныне ИП РАН); с 1987 г. — зав. лабораторией методологии, теории и истории психологии, в наст. вр. — зав. лабораторией психологии личности. Будучи ученицей С.Л. Рубинштейна, в 1950-е гг. начала исследовательскую работу в области психологии мышления. В 1960—1970-е гг. разрабатывала проблемы методологии психологии. В монографии О субъекте психической деятельности (1973) и докт. дис. применила принцип субъекта к определению предмета психологии, обосновала подход к индивиду как субъекту психической деятельности, исследовала детерминацию психики субъекта в связи с объективными особенностями его жизнедеятельности. Конкретизируя понятие жизнедеятельности, А. исследовала проблему жизненного пути личности, изучая особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, определяющего жизненную позицию, линии и перспективы развития (Диалектика человеческой жизни, М, 1997; Стратегия жизни, М, 1991). Опираясь на работы Д.Н. Узнадзе, Б.М. Теплова и др., А. разработала типологическую стратегию изучения личности (метод прогрессивной типологии), на основе которой осуществлялось исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей, а именно к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Была также разработана концепция личностной организации времени жизни, раскрывающая ее трехкомпонентную структуру: осознание, переживание, практическая регуляция времени. В эмпирических исследованиях сопоставлялись абстрактно выделенные структуры организации времени с их реальным функционированием у испытуемых применительно к разным возрастным и профессиональным выборкам. При этом использовались типологические, биографические, социально-психологические(полевые) и кросс-культурные методы исследования. Результаты исследований позволили выявить оптимальные (объективно и субъективно) и пессимальные, регрессивные (включающие потери и утраты) уровни развития структур организации времени жизни субъектов в зависимости от разнообразных условий. Еще одно направление научных исследований А. касается разработки концепции социального мышления российской личности и ее менталитета. В.А. Кольцова


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "АБУЛЬХАНОВА" в других словарях:

  • АБУЛЬХАНОВА — Славская Ксения Александровна (р. 29.6.1932, Озеры Моск. обл.), психолог и философ; акад. РАО (1993), д р филос. наук (1976), проф. (1992). Окончила отд. психологии МГУ (1956), ученица С. Л. Рубинштейна. С 1956 работала в Ин те философии АН, с… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Абульханова, Ксения Александровна — (Абульханова Славская; р. 29.06.1932) психолог и философ; канд. пед. наук (по психол.), д р филос. наук, проф. Окончила отделение психол. филос. ф та МГУ (1956). С 1956 по 1974 работала в секторе филос. проблем психол. ИФ АН СССР (мл. н.с, ст.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Абульханова,( Абульханова-Славская) Ксения Александровна — (р. 1932)     д р философских наук (1976), профессор (1991), действительный член РАО (1993; Отделение психологии и возрастной физиологии), профессор Рос. академии государственной службы при Президенте РФ.   (Бим Бад Б.М. Педагогический… …   Педагогический терминологический словарь

  • АБУЛЬХАНОВА, Абульханова-Славская Ксения Александровна — (р. 29.6.1932, Озеры Моск. обл.), психолог и философ; акад. РАО (1993), д р филос. наук (1976), проф. (1992). Окончила отд. психологии МГУ (1956), ученица С. Л. Рубинштейна. С 1956 работала в Ин те философии АН, с 1974 в Ин те психологии АН (зав …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Абульханова, Ксения Александровна — (1933 г. р.)    Российский психолог, философ, доктор философских наук (1974), профессор (1993), действительный член Российской Академии образования (1993).    Закончила психологическое отделение философского факультета МГУ (1956), с 1956 по 1974… …   Кто есть кто в российской психологии

  • Адаптация — – это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции, а именно: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и… …   Словарь-справочник по социальной работе

  • Психологические типологии — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности …   Википедия

  • Татар жыры — Татар җыры Жанр эстрада, поп музыка Годы проведения 1999 настоящее время Страна …   Википедия

  • РУБИНШТЕЙН —         Сергей Леонидович (1889 1960) психолог и философ, один из основоположников “деятельностного подхода” в психологии, педагогике, философии и культурологии. “Пограничность” теоретических исканий Р. поставила его вне большинства советских… …   Энциклопедия культурологии

  • Психологический журнал — Специализация: психология Периодичность: 6 выпусков в год Язык: русский Главный редактор: А.Л. Журавлев Учредители: Институт психологии РАН …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»